Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
По следам «диких» физиков. Переход: гора Еремель — река Белая
Эта небольшая, но по своему трагичная история произошла 22—24 июля 2008 года в Башкирии. Очередное большое путешествие физиков в рамках программы ЛМШФ-4 было громко названо «Уральская подкова». Оно длилось более трех недель и его маршрут действительно напоминал «подкову»: начало на западном склоне Уральского хребта в нижнем течении и устье реки Чусовой, затем на юг — через Кунгур в Пермь, затем Уфа, далее на юг в город Орск. Этот город стал самой южной точкой маршрута, затем на восток — к Аркаиму, потом на север, к восточным склонам Уральских хребтов и озерам в Челябинской области. Конечным участком маршрута вновь стала… река Чусовая, её исток в Свердловской области …
Одним из самых напряженных и непредсказуемых участков маршрута стал пеший переход от горы Иремель до реки Белая. Почему именно пеший и почему именно здесь? Если посмотреть на карту, то можно увидеть что пройти здесь, практически по национальному парку в горной и лесистой (а по сути таёжной) местности можно ТОЛЬКО ПЕШКОМ. Длина пути всего «каких-то» 20–25 км. А автотранспортной альтернативой может служить лишь объезд либо через Уфу, Инзер — 450 км (!!!), либо через Миасс, Учалы, — почти 380 км. Никакой информации кроме карт — двухкилометровок об этом участке у нас предварительно не было. Местные говорили, что когда то там через Юрюзань был мост и лесовозная дорога, но было это очень, очень давно… Тем не менее мы решили рискнуть!
22 июня утром мы выехали на арендованном автобусе из Уфы, к обеду по трассе М5 добрались до Юрюзани, где повернули к поселку Тюлюк. Далее автобус еще забросил нас вверх на 2 км, после этого еще 3 км пешком. Примерно в 5 км от Тюлюка и в километре от речки Карагайка мы разбили лагерь, в котором провели две ночевки. Высота лагеря более 1 км., что кстати избавило нас от комаров и оводов.
Весь день 23 июля был посвящен восхождению на гору Большой Иремель (высота 1582 метра). Время подъема не спеша от дороги до вершины — около 4 часов. Тропа сначала идет по лесу, после речки Карагайка забирает вверх, лес постепенно редеет, появляются камни и «альпийские луга с великолепными панорамами. На финише — стенка из крупного курумника, а потом незатейливое плато с отдельно стоящими небольшими скалами, на одной из них обозначены вершина.
24 июля мы пешком 3 км спустились вниз до дороги, где большие рюкзаки и «авангард» отряда подхватил УАЗик- буханка, который подбросил нас до заброшенного поселка Александровка… Пока основная группа добиралась пешком и подхватом на «буханке», авангард тщетно пытался найти тот самый мост через речку Юрюзань. Одновременно мы надеялись в реке набрать свежей воды. Было очень жарко, душно, одолевали оводы. Только через час поисков мост удалось найти, он оказался полуразрушенным, из прогнившего дерева, поросшего мхом, но пройти еще можно. В реке воды оказалось взять невозможно, так как в этом месте она оказалась заболоченной и мутной (!). Почти сразу после прохождения моста выяснилось, что дороги можно сказать и нет, она только угадывалась по небесной щели между деревьями вверху. А внизу — трава высотой с человеческий рост, кусты, все это сплеталось паутиной, скорость движения упала до 1–1,5 км в час! А время уже 15.00. Кроме того на первом же привале выяснилось, что у многих вода уже закончилась. Еще примерно 3 км пути у нас возникли серьезные опасения, что мы идем не туда. Группа пребывала, а растерянности около 30–40 минут, после чего было принято волевое решение двигаться дальше, надеясь на успех и найти по пути воду. …ближе к 17.00 дорога вроде бы как повернула в нужном направлении, но мы попали в болото. Кто-то, не выдержав, стал пить болотную воду… Еще через час мы вырвались из болота, дорога поднялась на сосновую опушку с огромными земляничными полянами! И тут, вместе со вкусом земляники, уже стала появляться уверенность в том, что мы пройдем. Однако уже вечерело и уходило время ожидания арендованного нами транспорта из Белорецка, который ждал нас на дороге между поселками Верхнеаршинский и Николаевкой… На перехват бросился один из активных участников группы — Антон из Владивостока. Сама же группа в полном составе вышла на дорогу только к десяти вечера и просто упала от усталости. К счастью рядом нашелся ручей, быстро развели костер и скипятили чай в ожидании Антона и машины.
Все-таки нашлась небольшая газель в Николаевке, которая согласилась добросить нас на берег реки Белая. Как 23 человека с огромными рюкзаками смогли забраться в эту машину сейчас непонятно. Палатки поставили уже ночью и сразу же уснули, без ужина.
А утром за нами приехали Белорецкие, мы поехали вдоль Белой на Шульган-Таш, но это уже — другая история.
Парадоксально, но именно такие эпизоды в жизни запоминаются больше всего. Когда мы шли, то иногда механически делали редкие кадры, которые и стали самыми ценными, а вы сейчас также можете посмотреть.
Южный Урал — вроде бы такой близкий и вот такой — непредсказуемый с самой настоящей тайгой, горами и болотами. Суровая красота и свобода…
Рекомендую при путешествиях на Южном Урале обязательно сделать восхождение на Большой Иремель с выходом на соседние вершины. Разместиться можно в кемпингах в поселке Тюлюк, где можно также найти проводника, чтобы не попасть в подобную историю!
Урал рулит!