Турист Александр Арапов (Arapov)
Александр Арапов
был 29 августа 2023 14:07
Фотоальбом

Чуйский тракт — долина реки Чулышман

Россия Август 2017
по дороге Балыктуюль - Балыкча
COOLPIX L120
2 7
Россия: полезная информация

По следам «диких физиков»

Чуйский тракт — долина реки Чулышман. Переезд — переход. 102 км.

Этот переход-переезд по Улаганскому тракту состоялся 14—15 июля 2017 года во время программы ЛМШФ -13 и стал частью большого маршрута Новосибирск -Барнаул — Горно-Алтайск — Чуйский тракт — Акташ — Улаган — река Чулышман — озеро Телецкое — Новокузнецк.

По сути, этот переход из долины реки Чуя в долину реки Чулышман стал переходом в «страну водопадов», длиной 102 км. Из них пешком 26 км. С одной ночевкой по пути. Можно было бы проехать весь этот путь на машине, но мы принципиально решили пройти значительную часть дороги пешком и ни разу об этом не пожалели! Но, немного подробнее…

14 июля 2017 года, примерно в 15.00, мы оказались в поселке Акташ, на 583 км Чуйского тракта. Здесь до Монголии то всего 200 км. Но именно здесь на восток, по долине речки Чибитка, начинается так называемый Улаганский тракт. Здесь мы двигались на машине типа «Газель» с прицепом. она была явно перегружена и на подъемах нам иногда приходилось высаживаться и идти в гору пешком, а горы там были…

Однако первая остановка и пешая прогулка произошла уже через 8 км после Акташа, у первой природной достопримечательности «Красные ворота». Они представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими ртуть, чем и объясняется их красный цвет. Высота скал около 50 метров. Выглядят иногда несколько угрожающе, как будто дальше, за ними, открывается новый мир. А может так и есть?

Еще через 18 км мы забрались на Улаганский перевал, который является одним из высочайших дорожных перевалов на Алтае — 2080 метров. И сразу же ощутили холод. С перевала видны вершины Восточного Алтая и Курайского хребта. В районе перевала множество озёр… Затем спуск. ехали все время в машине, по пути делая фото.

Через 30 км поселок Улаган. Районный центр с населением около 4000 человек, в основном алтайцы-теленгиты и русские. Высота 1300 метров, вокруг лесостепь, весьма прохладно…Кстати, тут периодически проводится курултай сказителей — собрание национальных сказителей Республики Алтай… Здесь мы поменяли транспорт на УАЗик-буханку и доп. легковой автомобиль до своей ближайшей стоянки. После небольшого «до-закупа» в местном магазинчике сразу же поехали дальше.

Через 15 км. еще один поселок Балыктуюль, от него поворот направо — на юг, еще примерно 8 км вдоль речки Большой Улаган. Погода резко испортилась, пошел мелкий моросящий дождь, который помешал — таки разглядеть местные древние Пазарыкские курганы. Вот, примерно в 2 км от этих древних царских захоронений возрастом более 2500 лет мы и заночевали, где в одной из еловых лесных рощ, на берегу речки. Мистика…

А утром, как по заказу, — волшебная погода, солнце, умеренно тепло-прохладно. Погрузив большие рюкзаки на «буханку», мы отправили её на Чулышман, а сами налегке пошли по дороге. И это была, пожалуй, одна из лучших прогулок в жизни. На машине уловить такое наслаждение и впитать в себя эту атмосферу и природу — невозможно! Да и рассказать-то, пожалуй, тоже сложно, поэтому лучше — смотреть .

Всего мы прошли за один день примерно 26 км. Дорога гравийная-грунтовая, без грязи, а спкольку накануне был дождь, т и пыли почти не было. Высота маршрута около 1100–1200 метров, воздух очень прозрачный и свежий. Запахов немного, но ощущение свежести не повидало постоянно! По пути два привала с небольшими перекусами.

Примерно через 18–19 км после начала радиалки мы увидели первые признаки в виде вершин, горных гряд грандиозного каньона реки Чулышман: сначала слева появилась «отрыжка» от каньона, от которой вниз падала речка Карасу, образуя одноименный водопад. А затем появились виды на стены самого каньона.

Вообще надо сказать, что в Чулышман все реки — что справа, что слева не просто впадают, а именно — ПАДАЮТ! Вот почему каньон можно назвать «долиной водопадов». Их тут десятки и они отлично видны сверху, а снизу иногда можно найти по их шуму.

…а еще через пару километров, преодолевая мощное сопротивление ветра мы увидели самое потрясающее зрелище — перевал Кату- Ярык (по южно-алтайски — трещина в скале) и долину реки Чулышман! …Кавказ, Крым, Урал, что там еще…я все понимаю… НО ЭТО! Это действительно потрясающе красиво! Сам дорожный перевал, говорят, сделали всего …два тракториста! До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А. В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года…

Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 892 м, длина — 3,9 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия -670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м…

Далее мы спустились пешком, при этом нас на последнем этапе буквально чуть не сдуло ветром, который вдоль каньона разгоняется здесь очень сильно! А еще через пару километров, 15 июля, примерно в 18.00 мы нашли свои вещи и разбили свой первую стоянку на реке Чулышман. Но это уже — другая история:)

Общая карта маршрута
Общая карта маршрута
поселок Акташ стоит на Чуйском тракте, по которому отсюда до Монголии уже менее 200 км, но на Чулышман нужно повернуть здесь на восток
поселок Акташ стоит на Чуйском тракте, по которому отсюда до Монголии уже менее 200 км, но на Чулышман нужно повернуть здесь на восток
после Акташа дорога идет вверх по течению речки Чибитка...
речка то слева то справа, а дорога идет здесь волнами, хотя и местами асфальт
после Акташа дорога идет вверх по течению речки Чибитка... речка то слева то справа, а дорога идет здесь волнами, хотя и местами асфальт
...и вот, спустя 8 км от Акташа появляются "Красные ворота"
...и вот, спустя 8 км от Акташа появляются "Красные ворота"
высота скал надо дорогой около 50 метров, расщелина искусственно расширена взрывами.... Выглядят иногда несколько угрожающе, как будто дальше, за ними, открывается новый мир. А может так и есть?
высота скал надо дорогой около 50 метров, расщелина искусственно расширена взрывами.... Выглядят иногда несколько угрожающе, как будто дальше, за ними, открывается новый мир. А может так и есть?
Красные ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими ртуть, чем и объясняется их красный цвет.
Красные ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими ртуть, чем и объясняется их красный цвет.
на подъеме на Улаганский перевал, иногда приходилось идти пешком, т.к. мощности ГАЗели не хватало!...
на подъеме на Улаганский перевал, иногда приходилось идти пешком, т.к. мощности ГАЗели не хватало!...
после подъема вдоль дроги идет довольно длинное озеро под названием Чейеккёль
после подъема вдоль дроги идет довольно длинное озеро под названием Чейеккёль
местами появлялись небольшие ущелья, погода здесь меняется резко, то солнце, то дождь, чем дальше и выше тем становилось холоднее
местами появлялись небольшие ущелья, погода здесь меняется резко, то солнце, то дождь, чем дальше и выше тем становилось холоднее
высота трассы всего Улаганского тракта в среднем более 1200 метров...
высота трассы всего Улаганского тракта в среднем более 1200 метров...
вот он - Улаганский перевал и сразу стало весьма холодно - всего +6-7
вот он - Улаганский перевал и сразу стало весьма холодно - всего +6-7
на перевале какие то странные сооружения, все деревья в ленточках
на перевале какие то странные сооружения, все деревья в ленточках
Улаганский перевал, который является одним из высочайших дорожных перевалов на Алтае – 2080 метров.
Улаганский перевал, который является одним из высочайших дорожных перевалов на Алтае – 2080 метров.
С перевала видны вершины Восточного Алтая и Курайского хребта...
С перевала видны вершины Восточного Алтая и Курайского хребта...
спуск с перевала в сторону Улагана
спуск с перевала в сторону Улагана
Улаган - въезд со стороны Чуйского тракта.
Районный центр с населением около 4000 человек, в основном алтайцы-теленгиты и русские. Высота 1300 метров, вокруг лесостепь, весьма прохладно… 
Кстати, тут периодически проводится курултай сказителей - собрание национальных сказителей Республики Алтай…
Улаган - въезд со стороны Чуйского тракта. Районный центр с населением около 4000 человек, в основном алтайцы-теленгиты и русские. Высота 1300 метров, вокруг лесостепь, весьма прохладно… Кстати, тут периодически проводится курултай сказителей - собрание национальных сказителей Республики Алтай…
...мы прямо в поселке впервые встречаемся с довольно большой речкой Башкаус, с которой еще встретимся гораздо позднее на Чулышмане
...мы прямо в поселке впервые встречаемся с довольно большой речкой Башкаус, с которой еще встретимся гораздо позднее на Чулышмане
здесь мы пересели наконец то на более адекватный транспорт типа УАЗ - "буханка" и продолжили движение дальше...
здесь мы пересели наконец то на более адекватный транспорт типа УАЗ - "буханка" и продолжили движение дальше...
по дороге на следующий поселок Балыктуюль опять поймали дождь, ветер и холод...Ну красота!...и кошки скребли на душе - а что же будет завтра??
по дороге на следующий поселок Балыктуюль опять поймали дождь, ветер и холод...Ну красота!...и кошки скребли на душе - а что же будет завтра??
Через 15 км. еще один поселок Балыктуюль, от него мы повернули на юг-юго-восток на дорогу Балыктуюль - Кату-Ярык, вдоль речки Большой Улаган
Через 15 км. еще один поселок Балыктуюль, от него мы повернули на юг-юго-восток на дорогу Балыктуюль - Кату-Ярык, вдоль речки Большой Улаган
дорога на Кату-Ярык сегодня выглядела умопомрачительно, в голове прокручивались разные сценарии... а ведь еще лагерь ставить, ужин готовить...
дорога на Кату-Ярык сегодня выглядела умопомрачительно, в голове прокручивались разные сценарии... а ведь еще лагерь ставить, ужин готовить...
Погода резко испортилась, пошел мелкий моросящий дождь, который помешал - таки разглядеть местные древние Пазарыкские курганы. Возраст - 9-13 века ДО нашей эры!
Погода резко испортилась, пошел мелкий моросящий дождь, который помешал - таки разглядеть местные древние Пазарыкские курганы. Возраст - 9-13 века ДО нашей эры!
Вот, примерно в 2 км от этих древних царских захоронений возрастом более 2500 лет мы и заночевали, где в одной из еловых лесных рощ, на берегу  речки. Мистика…
разгрузка вещей и речки Большой Улаган, примерно в 9 км от Балыктуюля и 1 км от курганов, УАЗик уедет до утра...
Вот, примерно в 2 км от этих древних царских захоронений возрастом более 2500 лет мы и заночевали, где в одной из еловых лесных рощ, на берегу речки. Мистика… разгрузка вещей и речки Большой Улаган, примерно в 9 км от Балыктуюля и 1 км от курганов, УАЗик уедет до утра...
лагерь - стоянка на чистом месте (до нас тут никого не было) на берегу речки Большой - Пребольшой Улаган! ...далее ужин и сон...
лагерь - стоянка на чистом месте (до нас тут никого не было) на берегу речки Большой - Пребольшой Улаган! ...далее ужин и сон...
И вот утро! О - чудо! Солнце, тепло - как по заказу!! Нам - повезло!
И вот утро! О - чудо! Солнце, тепло - как по заказу!! Нам - повезло!
На стоянке диких физиков на речке Большой Улаган
На стоянке диких физиков на речке Большой Улаган
Речка Большой-Пребольшой Улаган. ...а утром то выглядит все гораздо веселее!
Речка Большой-Пребольшой Улаган. ...а утром то выглядит все гораздо веселее!
наши любимые лиственницы и кедры здесь везде!
наши любимые лиственницы и кедры здесь везде!
подъем от реки в трассе Балыктуюль - Балыкча...
подъем от реки в трассе Балыктуюль - Балыкча...
начало радиалки просто шикарно!
начало радиалки просто шикарно!
Дорога Балыктуюль - Балыкча. Километраж начинается с Балыктуюля и далее почти 90 км до Былыкчи и Телецкого озера. Вы увидите почти каждый километр! Это - 8-й.
Дорога Балыктуюль - Балыкча. Километраж начинается с Балыктуюля и далее почти 90 км до Былыкчи и Телецкого озера. Вы увидите почти каждый километр! Это - 8-й.
...это была одна из лучших прогулок в жизни, ну красота! И свежесть!
...это была одна из лучших прогулок в жизни, ну красота! И свежесть!
движение машин здесь очень небольшое, на всем пути нас обогнали не более 7-8
движение машин здесь очень небольшое, на всем пути нас обогнали не более 7-8
очень объемный рельеф дороги: спуски, подъемы. повороты и все это на фоне лесостепи с шикарным обзором, 10-й км
очень объемный рельеф дороги: спуски, подъемы. повороты и все это на фоне лесостепи с шикарным обзором, 10-й км
Есть такое модное новое словечко "атмосферно" . Вот здесь очень-очень атмосферно! :)
Есть такое модное новое словечко "атмосферно" . Вот здесь очень-очень атмосферно! :)
далее можно просто идти и любоваться природой, что мы и сделали...
далее можно просто идти и любоваться природой, что мы и сделали...
3D-рельеф :)
3D-рельеф :)
пастбище выглядит очень романтично и ровно, но на самом деле в отличие от средней полосы России под травой тут много камней и бывает вода
пастбище выглядит очень романтично и ровно, но на самом деле в отличие от средней полосы России под травой тут много камней и бывает вода
местами дорога проходила через лесные участки с мощными лиственницами
местами дорога проходила через лесные участки с мощными лиственницами
13-й км, вокруг солидный лиственный лес
13-й км, вокруг солидный лиственный лес
иван-чай и лиственницы
иван-чай и лиственницы
небольшой привал через 5 км пути
небольшой привал через 5 км пути
...на всякий случай сверка по карте. У нас бывает все по старинке - с бумагой и компасом! :) Кто не знает что это такое, расскажу отдельно ;)
...на всякий случай сверка по карте. У нас бывает все по старинке - с бумагой и компасом! :) Кто не знает что это такое, расскажу отдельно ;)
лесостепь интересна тем, что вроде бы и лес есть и  осмотреться можно, есть ощущение простора
лесостепь интересна тем, что вроде бы и лес есть и осмотреться можно, есть ощущение простора
просторы Алтая
просторы Алтая
16-й км, скоро новый привал...но идем пока бодро
16-й км, скоро новый привал...но идем пока бодро
гармония цвета
гармония цвета
столбику 17-й км не повезло - расстреляли :).  здесь встретили первую машину, из неё на нас смотрели с удивлением и...завистью
столбику 17-й км не повезло - расстреляли :). здесь встретили первую машину, из неё на нас смотрели с удивлением и...завистью
идем на горизонт, внизу слева ущелье речки Колбат
идем на горизонт, внизу слева ущелье речки Колбат
вид на северную сторону...видно даже озеро Учкёль
вид на северную сторону...видно даже озеро Учкёль
вид на один из хребтов Алтая севернее дороги...
вид на один из хребтов Алтая севернее дороги...
озеро Учкёль
озеро Учкёль
190й км, снова лес, но уже пореже
190й км, снова лес, но уже пореже
на этом участке очевидно был лесной пожар, а это всего лишь вторая машина, по их классу можно понять на чем сюда надо ездить
на этом участке очевидно был лесной пожар, а это всего лишь вторая машина, по их классу можно понять на чем сюда надо ездить
короткий привал на пенечке с печеньками
короткий привал на пенечке с печеньками
21-й км...пока тишина, ветра почти нет...
21-й км...пока тишина, ветра почти нет...
шикарные панорамные повороты и за каждым из них открывается все новые виды
шикарные панорамные повороты и за каждым из них открывается все новые виды
22-й км
22-й км
...но для лошадок здесь конечно - раздолье!
...но для лошадок здесь конечно - раздолье!
Алтайские дороги
Алтайские дороги
25-й км, снова спуск, видать к какой то речке...
25-й км, снова спуск, видать к какой то речке...
точно - небольшой ручей !
точно - небольшой ручей !
импровизированный обед на стоянке, здесь даже можно купить или приготовить чай
импровизированный обед на стоянке, здесь даже можно купить или приготовить чай
27-й км, уже скоро. совсем скоро Кату-Ярык!
27-й км, уже скоро. совсем скоро Кату-Ярык!
дорога на Чулышман
дорога на Чулышман
за последним поворотом уже открывается на каньон реки Чулышман!
за последним поворотом уже открывается на каньон реки Чулышман!
не доходя примерно 1 км до Кату-Ярыка слева спуск по полю-склону к ущелью речки Карасу. видовая площадка у водопада Карасу
не доходя примерно 1 км до Кату-Ярыка слева спуск по полю-склону к ущелью речки Карасу. видовая площадка у водопада Карасу
водопад Карасу. ЭТО ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЙ!!
Вообще надо сказать, что в Чулышман все реки - что справа, что слева  не просто впадают, а именно – ПАДАЮТ! Вот почему каньон можно назвать «долиной водопадов». Их тут десятки и они отлично видны сверху, а снизу иногда можно найти по их шуму.
водопад Карасу. ЭТО ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЙ!! Вообще надо сказать, что в Чулышман все реки - что справа, что слева не просто впадают, а именно – ПАДАЮТ! Вот почему каньон можно назвать «долиной водопадов». Их тут десятки и они отлично видны сверху, а снизу иногда можно найти по их шуму.
Вот он - легендарный перевал Кату-Ярык! ( по южно-алтайски – трещина в скале) Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия - 892 м, длина - 3,9 км, 9 поворотов, средний уклон - 18% (10°), покрытие - грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия -670 м над уровнем моря, смотровой площадки - 1200 м…
Вот он - легендарный перевал Кату-Ярык! ( по южно-алтайски – трещина в скале) Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия - 892 м, длина - 3,9 км, 9 поворотов, средний уклон - 18% (10°), покрытие - грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия -670 м над уровнем моря, смотровой площадки - 1200 м…
сфотографироваться на фоне такой безумной красоты - редкая возможность!
сфотографироваться на фоне такой безумной красоты - редкая возможность!
долина реки Чулышман, вид с Кату-Ярыка на юг
долина реки Чулышман, вид с Кату-Ярыка на юг
Сам дорожный перевал, говорят, сделали всего …два тракториста! В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года…
Сам дорожный перевал, говорят, сделали всего …два тракториста! В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года…
на перевале Кату-Ярык
на перевале Кату-Ярык
и вот здесь, на последнем прямом отрезке нас застиг очень сильный встречный ветер , который просто швырял в нас кучи пыли даже мелкие камушки......пришлось закрывать лица платками, руками еще чем то, дуло очень сильно - сквозняк в каньоне дело обычное!
и вот здесь, на последнем прямом отрезке нас застиг очень сильный встречный ветер , который просто швырял в нас кучи пыли даже мелкие камушки......пришлось закрывать лица платками, руками еще чем то, дуло очень сильно - сквозняк в каньоне дело обычное!
И вот мы спустились в в Чулымшанскую долину, которая больше похожа на широкий каньон с высотой стен до 600 метров, шириной от 300 метров до километра иа длиной более 60 км - до самого Телецкого озера!
...тут встретили мотоциклиста, спросили не видел ли он УАЗик - буханку, где наши шмотки то? :) Потом нашли и на следующий день путешествие продолжилось уже по долине к озеру
Но это уже другая история :)
И вот мы спустились в в Чулымшанскую долину, которая больше похожа на широкий каньон с высотой стен до 600 метров, шириной от 300 метров до километра иа длиной более 60 км - до самого Телецкого озера! ...тут встретили мотоциклиста, спросили не видел ли он УАЗик - буханку, где наши шмотки то? :) Потом нашли и на следующий день путешествие продолжилось уже по долине к озеру Но это уже другая история :)

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому