Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
По следам «диких физиков»
Чуйский тракт — долина реки Чулышман. Переезд — переход. 102 км.
Этот переход-переезд по Улаганскому тракту состоялся 14—15 июля 2017 года во время программы ЛМШФ -13 и стал частью большого маршрута Новосибирск -Барнаул — Горно-Алтайск — Чуйский тракт — Акташ — Улаган — река Чулышман — озеро Телецкое — Новокузнецк.
По сути, этот переход из долины реки Чуя в долину реки Чулышман стал переходом в «страну водопадов», длиной 102 км. Из них пешком 26 км. С одной ночевкой по пути. Можно было бы проехать весь этот путь на машине, но мы принципиально решили пройти значительную часть дороги пешком и ни разу об этом не пожалели! Но, немного подробнее…
14 июля 2017 года, примерно в 15.00, мы оказались в поселке Акташ, на 583 км Чуйского тракта. Здесь до Монголии то всего 200 км. Но именно здесь на восток, по долине речки Чибитка, начинается так называемый Улаганский тракт. Здесь мы двигались на машине типа «Газель» с прицепом. она была явно перегружена и на подъемах нам иногда приходилось высаживаться и идти в гору пешком, а горы там были…
Однако первая остановка и пешая прогулка произошла уже через 8 км после Акташа, у первой природной достопримечательности «Красные ворота». Они представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими ртуть, чем и объясняется их красный цвет. Высота скал около 50 метров. Выглядят иногда несколько угрожающе, как будто дальше, за ними, открывается новый мир. А может так и есть?
Еще через 18 км мы забрались на Улаганский перевал, который является одним из высочайших дорожных перевалов на Алтае — 2080 метров. И сразу же ощутили холод. С перевала видны вершины Восточного Алтая и Курайского хребта. В районе перевала множество озёр… Затем спуск. ехали все время в машине, по пути делая фото.
Через 30 км поселок Улаган. Районный центр с населением около 4000 человек, в основном алтайцы-теленгиты и русские. Высота 1300 метров, вокруг лесостепь, весьма прохладно…Кстати, тут периодически проводится курултай сказителей — собрание национальных сказителей Республики Алтай… Здесь мы поменяли транспорт на УАЗик-буханку и доп. легковой автомобиль до своей ближайшей стоянки. После небольшого «до-закупа» в местном магазинчике сразу же поехали дальше.
Через 15 км. еще один поселок Балыктуюль, от него поворот направо — на юг, еще примерно 8 км вдоль речки Большой Улаган. Погода резко испортилась, пошел мелкий моросящий дождь, который помешал — таки разглядеть местные древние Пазарыкские курганы. Вот, примерно в 2 км от этих древних царских захоронений возрастом более 2500 лет мы и заночевали, где в одной из еловых лесных рощ, на берегу речки. Мистика…
А утром, как по заказу, — волшебная погода, солнце, умеренно тепло-прохладно. Погрузив большие рюкзаки на «буханку», мы отправили её на Чулышман, а сами налегке пошли по дороге. И это была, пожалуй, одна из лучших прогулок в жизни. На машине уловить такое наслаждение и впитать в себя эту атмосферу и природу — невозможно! Да и рассказать-то, пожалуй, тоже сложно, поэтому лучше — смотреть .
Всего мы прошли за один день примерно 26 км. Дорога гравийная-грунтовая, без грязи, а спкольку накануне был дождь, т и пыли почти не было. Высота маршрута около 1100–1200 метров, воздух очень прозрачный и свежий. Запахов немного, но ощущение свежести не повидало постоянно! По пути два привала с небольшими перекусами.
Примерно через 18–19 км после начала радиалки мы увидели первые признаки в виде вершин, горных гряд грандиозного каньона реки Чулышман: сначала слева появилась «отрыжка» от каньона, от которой вниз падала речка Карасу, образуя одноименный водопад. А затем появились виды на стены самого каньона.
Вообще надо сказать, что в Чулышман все реки — что справа, что слева не просто впадают, а именно — ПАДАЮТ! Вот почему каньон можно назвать «долиной водопадов». Их тут десятки и они отлично видны сверху, а снизу иногда можно найти по их шуму.
…а еще через пару километров, преодолевая мощное сопротивление ветра мы увидели самое потрясающее зрелище — перевал Кату- Ярык (по южно-алтайски — трещина в скале) и долину реки Чулышман! …Кавказ, Крым, Урал, что там еще…я все понимаю… НО ЭТО! Это действительно потрясающе красиво! Сам дорожный перевал, говорят, сделали всего …два тракториста! До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А. В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года…
Перевал представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 892 м, длина — 3,9 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия -670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м…
Далее мы спустились пешком, при этом нас на последнем этапе буквально чуть не сдуло ветром, который вдоль каньона разгоняется здесь очень сильно! А еще через пару километров, 15 июля, примерно в 18.00 мы нашли свои вещи и разбили свой первую стоянку на реке Чулышман. Но это уже — другая история:)