Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Новые приключения «диких физиков» на Урале
Часть 5. Города
В этом путешествии изначально не было предусмотрено посещение больших городов — «миллионников». Но началось все в Уфе, а закончилось в пригороде Екатеринбурга. Однако особый интерес в программе был именно к небольшим, самобытным Уральским городам, которых на нашем маршруте было немало.
Вообще Урал, не смотря на свою огромную территорию и довольно разреженную заселенность, обладает очень высоким количеством городов, в отличие от, например, областей в центральной части России, или Сибири. В центре России области с небольшими территориями, а в Сибири на огромных пространствах вся жизнь в основном сконцентрирована вокруг административных центров и вдоль Транссиба.
Урал же осваивался масштабно и планомерно, в соответствии с наличием полезных ископаемых. Отсюда и города расположены по всей территории и сконцентрированы далеко не только вдоль рек, или дорог, или вокруг центров. Так, например, в Свердловской области, где среднее расстояние между населенными пунктами более 60 км (по сравнению с центром России, где не более 15–20, в Ростовской области 35 км и т. д.), находится 47 городов, в том числе 1 город-миллионер (Екатеринбург), 1 крупный (Нижний Тагил — 360 тыс. человек), 2 больших (100–250 тыс. человек — Каменск-Уральский, Первоуральск), 30 средних (от 20 до 100 тысяч человек) и 13 малых (до 20 тысяч человек), 26 поселков городского типа (которые входят в городские округа) и еще 1840 т.н. сельских населенных пунктов!
Каждый городок уникален по своему, но практически везде есть одни и те же схожие признаки:
— наличие какого-то завода;
— река с плотинкой;
— большой частный сектор (часто с деревянными домами и большими огородами)
— и отдельно от него или посередине — административный центр с определенным набором домов в камне.
Кстати, данная схема расселения рабочих (бывших крестьян из центральной части России) позволила до наших дней сохранить еще одну уникальную особенность Уральских городков — по надоям молока Свердловская область занимает одну из лидирующих позиций в России! То есть, не смотря на то, что мужик работал на заводе, у него все равно были коровы. У него был не просто дом, а — хозяйство.
В последнее время во многих городах стали появляться, или возрождаться небольшие уникальные музеи, выставки, работают местные детские центры творчества и, конечно же, — Дома (или даже «дворцы») культуры (ДК). Они и являются центрами местной культурной жизни. Вот это все и планировалось увидеть! К сожалению, из-за неверного расчета времени, нам удалось подробно ознакомиться лишь с несколькими городами, но фото мы делали везде, где останавливались хотя бы ненадолго!
О том, что получилось, читайте ниже или в комментариях к фото.
Последовательность посещения и проезда уральских городов и населенных пунктов, где мы были более 2-х часов: — Уфа, — Усть-Катав, — Архангельское, — Стерлитамак, — Белорецк, — Магнитогорск, — Учалы, — Миасс, — Златоуст, — Куса, — Михайловск. Итак.
Уфа. Столица республики Башкортостан. «…в 1574 году на Троицком холме, отрядом стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим по просьбе башкир возведён Уфимский кремль…" Население 1125933 человек. Находится на месте впадения в реку Белая рек Уфа (в переводе «тёмная река», которая кстати течет из Свердловской области) и Дёма. Однако до Уральских гор отсюда надо проехать около 100 км на восток! Один из крупнейших промышленных центров Урала.
Время пребывания — около 4–5 часов 25 июля 2021.
Место встречи нашей группы было определено специально в одном из самых красивых и романтичных мест центра Уфы — в самом начале улицы Гафури. Здесь её своеобразным прологом выступает широкий сквер — парк, ведущий к высокому и обрывистому берегу реки Белая, на котором стоит монумент Салавату Юлаеву. Здесь же, рядом с конгресс-холлом находится и физико-технический институт (бывший физический факультет) Башкирского государственного университета. Впрочем, главное здание университета здесь же. Пока мои коллеги наслаждались видами, прогуливались по этой части города, я в это время стремился преодолеть пробку на М-5, к сожалению к Уфе подъехать на смог и поехал сразу на Усть-Катав… Тем не менее как я понял встреча и прогулка удалась.
Усть-Катав. «Типичный» рабочий горный уральский город в Челябинской области. Основан в 1758 году, в Оренбургской губернии как железоделательный завод, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав. Основатели: компания симбирских купцов и заводчиков братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова. Население 21803 человека. После войны градообразующим предприятием стала не металлургия, а Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова, который известен на всю страну своими трамваями! Сейчас говорят вошел в структуру Роскосмоса. Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами. Через город проходит исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали.
Время нашего пребывания: 25—26 июля с ночевкой на берегу реки Юрюзань и 28 июля, примерно 4 часа с обедом и небольшой экскурсией по городу.
Городок понравился, особенно старые железные мосты, построенные бельгийцами и Брянский мост. Очень необычно и роскошно смотрится местный Дворец культуры, а также гора- шихан в центре города, у подножия которой как раз и проходит единственная трамвайная ветка в городе, которая работает очевидно не столько для перевозки пассажиров, — сколько для испытаний построенных трамваев. У основания плотины на реке Катав, на «углу» завода по улице братьев Мохначевых находится местный краеведческий музей. Стоимость посещения всего 15 рублей. Там продаются в частности шикарные местные карты. Рекомендуем посетить, хотя бы потому что сами мы зайти туда просто уже не успели…Есть повод вернуться
Стерлитамак. (в переводе Устье реки Стерли). Основан в 1735 году как почтовая станция Ашкадарский Ям и, между прочим, когда то был столицей Советской республики Башкортостан. Второй по населению город в Башкирии — 276 тысяч человек). Город находится в центре так называемой Южно-башкирской агломерации с населением почти 600 тысяч человек, в которую входят также соседние города Ишимбай и Салават. Здесь основа промышленности — химическая и нефтехимическая. Та самая знаменитая сода выпускается именно здесь (об этом я писал в разделе «горы»). Город расположен на левом берегу реки Белой, в 121 км к югу от Уфы, рядом со знаменитыми шиханами. Однако до Уральских гор здесь еще ехать на восток примерно 70 км…
В Стерлитамаке мы не планировали задерживаться, однако 30 июля в первой половине дня в момент заезда в город у одной из машин «ёжика» случилась поломка. Пришлось встать на небольшой ремонт, который мы выполнили самостоятельно, а вот запчасть удалось купить именно здесь, за что большой респект местным автосервисам и магазинам! Ну, а раз уж встали то тогда поехали в центр и там пообедали в Макдональдс на проспекте Ленина, на площади рядом со зданием Стерлитамакского государственного театрального концертного объединения и памятника Ленину. Немного фото и мы двинули в сторону Ишимбая на шихан и там же недалеко заночевали на реке Белая. Город нам показался довольно простым и лаконичным для проезда, но на въезде-выезде весьма энергичным. Улицы опрятные и с хорошим покрытием, впечатление в целом хорошее.
Белорецк. Еще один горнозаводской городок в Башкирии. Расположен на реке Белой, в 245 км юго-восточнее Уфы и в 90 км севернее Магнитогорска. Через город проходят одни из красивейших автомобильных и железных дорог в России, которые проходит через все Уральские хребты от Архангельского до Магнитогорска. Население 65 тысяч человек. Завод и горнозаводской посёлок был основан в 1762 году в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии купцами Твердышевыми и И. С. Мясниковым на купленной башкирской земле Белокатайской волости, позже вместе с Тирлянским заводом стал собственностью Общества Белорецких заводов. «…рудники лежат в 90 верстах от завода и за рекой Уралом, в Киргизской степи, в горе Атаче (ныне гора Магнитная). Производство доменное, литейное, железоделательное и проволочное…при заводе поселили покупных русских крестьян из Нижегородской, Пензенской, Рязанской губерний и башкир — коренных жителей из окрестных деревень…" Как и в те далекие времена градообразующим предприятием остается тот же самый завод — Белорецкий металлургический комбинат по выпуску металлоизделий. С 2003 года входит в состав ПАО «Мечел».
Основные достопримечательности здесь конечно же около плотины на реке Белая, возле которой мы и остановились. Но самая выдающееся сооружение в городе — это водонапорная башня, памятник истории и культуры, построена в 1916 году по проекту немецкой фирмы «Вогау и Ко» на средства Белорецкого железоделательного завода. Она была самым высоким строением в городе: высота 513,6 м над уровнем моря, 18 м над уровнем земли. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). В верхней части башни сооружена смотровая площадка.
Здесь мы решили остановиться на небольшой обед и микро-экскурсию после довольно сложного переезда по трассе через перевалы, где успели попасть однажды под сильнейший ливень — шквал. а одному из водителей потребовался небольшой отдых. Но фото получили неплохие. Белорецк в плане горной панорамы вокруг чем то похож на Златоуст. Очень красиво и…трудно-достижимо.
Магнитогорск. Один из крупнейших городов Урала, второй по величине в Челябинской области и крупнейший металлургический центр России. Население 413253 человека. Основан в 1929 году в эпоху Советской индустриализации. Расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал, Правый берег расположен в Европе, левый — в Азии согласно действующей линии границы частей света.
Крупнейшее предприятие конечно же ММК — Магнитогорский металлургический комбинат, который расположен на левом берегу реки Урал в длину до 12 км, шириной до 4 км. Сам же город почти весь на правом берегу. Между левым и правым бергами Урала построены мосты, которые здесь называют переходами.
Времени у нас как всегда было немного, тем более, что мы довольно долго перед этим задержались на Банном. Поэтому постарались посетить самые знаковые объекты: «Первая палатка» на площади Свердлова, в парке у вечного огня на проспекте Ленина и монумента «Тыл-фронту», где открывается великолепный вид на реку Урал с плотиной с ММК на том берегу. Также проехали по Октябрьской улице с очень интересной круглой Октябрьской площадью с огромными и высокими домами — «сталинками». Затем по центральному переходу мы проехали в Азию, на правый берег Урала, ну, а потом постепенно выехали на северную окраину города в сторону Верхнеуральска.
Всего мы пробыли в Магнитке 1 августа около 4-х часов.
Учалы. Горнодобывающий город Урала и Башкирии. Основан в 1955 году. Пик роста пришелся когда здесь была ударная комсомольская стройка в 1961–964 годах. Население почти 38 тысяч человек. До 1968 года здесь добывались в основном золото и яшма. Кстати та самая знаменитая уральская чаша из яшмы родом именно отсюда! Однако затем стали разрабатываться месторождения меди и появился обогатительный комбинат (ГОК), который сейчас и является градообразующим предприятием. Входит в состав УГМК (Екатеринбург).
Этот город 1 августа мы просто проехали, но приостановились на полчаса для краткого отдыха и зашли в магазин. Очень чисто и опрятно на улицах, везде указатели, качество дорог отличное. Здесь нет каких то больших достопримечательностей, но зато рядом много природных интересных мест, например озеро Учалы, озеро Калкан и другие…
Миасс. Крупный машиностроительный город в Челябинской области. Население 150 тысяч человек. Протянулся вдоль речки Миасс и Ильменского хребта более чем на 20 км, хотя сам по ширине не более 1–2 км. Расположен в 96 км к западу от Челябинска. Основан в 1773 году, когда купец Ларион Лугинин начал строительство медеплавильного завода. То есть началось тоже все с металла. Не смотря на то что кругом озера: Ильменское, Тургояк и другие, две плотины все же были пострены, так-ка требовался механический привод, приводимый в действие водяными потоками с Поликарповского и Миасского прудов.
Сейчас здесь два крупнейших предприятия: оборонное предприятие «Государственный ракетный центр имени В. П. Макеева». которое известно своими ракетами «Синева» для подлодок и тяжелой стратегической ракетой «Сармат». Ну и конечно же — Автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). В общем очень интересный город и как город и по природе.
Самое интересные места это конечно центр, озеро Тургояк и естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника Уральского отделения РАН, который относится к пяти самым крупным геолого-минералогическим музеям страны. В музее шесть залов общей площадью 2050 метров. В них представлено около 9 тыс. экспонатов. И в который раз я опять в него не попал! В городе мы задержались по пути дважды: вечером 1 августа по пути от Учалы на озеро Кисегач, а также перед заброской на Таганай с покупками и обедом на проспекте Макеева…
Златоуст. Основан в 1754 году. Население почти 160 тысяч человек. Расположен в европейской части России, на реке Ай, в 120 км к западу от Челябинска. Через город проходит исторический ход Транссиба, рядом с городом проходит федеральная автодорога М-5 «Урал». Здесь плотина на реке Ай образует Златоустовский пруд. «…В 1668–1674 годах была снаряжена большая военно-геологическая экспедиция, состоявшая из более чем 1 тыс. человек с пушками и снаряжением, которая в 1672 году построила в районе нынешнего национального парка «Таганай» Ново-Уральский острожек. Этот острожек стал первым русским поселением на территории современной Челябинской области…В 1741 году к разрушенному острожку прибыла новая экспедиция, которая обнаружила железную руду и выбрала место для постройки Златоустовского завода, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста.
А завод построил не кто ни будь, а Алексей Перфильевич Мосолов, тульский оружейник, представитель известной промышленной династии Мосоловых…"
Так что жили мы, получается, почти прямо на месте этого первого поселения, аккурат с 23 по 4 августа 2021 года, спустя почти 350 лет после его основания…
И вроде бы были мы здесь почти двое суток, но в самом городе всего пару часов, по сути проездом от Миасса к парку Таганай и из Таганая — на город Куса. Но и этой поездки хватило, чтобы оценить самобытность этого интересного города с плотиной на реке Ай, в котловине между хребтами Уралтау и Уреньга.
Самая большая достопримечательность здесь все, что связано с холодным оружием и легендой о знаменитой булатной «Златоустовской» стали. В 1815 году была построена оружейная фабрика, С начала XIX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле, которая зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг. Именно основателю местного гравюрного искусства Ивану Бушуеву стоит в центре памятник и рядом в одном из старых зданий завода можно приобрести уникальные ножи…Ну и конечно — гора Костур и природный парк Таганай!
Куса. Основан в 1778 году, население около 17 тысяч человек. Расположен в горно-лесистой местности, на северо-западе Челябинской области, находится в месте впадения реки Кусы в Ай, в 180 км к северо-западу от областного центра города Челябинска. Здесь плотина на реке Куса образует Кусинский пруд. В 1778 году у впадения реки Кусы в Ай, в период развития горнозаводской промышленности на Южном Урале был основан Кусинский чугуноплавильный и железоделательный завод. Первоначальной продукцией завода были металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства и заводского строительства (скобы, крючья, засовы, обручи, топоры, полозья и прочая утварь).Раньше здесь было развито художественное чугунное литье, но было утрачено.
На сегодня ведущее предприятие — Кусинский литейно-машиностроительный завод. Особых достопримечательностей нет, но по составу и типологии как уральский городок, состоящий в основном и з частного сектора, он очень интересен. Стоит на одном из отрогов хребта, откуда открываются великолепные панорамы, есть очень неплохой горнолыжный комплекс «Евразия», а река Ай одна из самых популярных для сплава на Урале.
Здесь мы пробыли всего час, по пути из Златоуста на Михайловск…
Михайловск. Основан в 1805 году, население 8700 человек. «…В 1805 году в устье реки Кубы, притоке реки Серги, под руководством московского купца и промышленника Михаила Губина началось строительство железоделательного завода, положившего начало современному городу. В августе 1808 года рабочие получили первые пуды листового железа. Вновь построенному заводу и расположившемуся в непосредственной близости рабочему посёлку было присвоено имя его основателя и владельца Михаила Губина — Михайловский завод…" Сейчас к сожалению Михайловский завод уже не работает… Ведущие несколько предприятий, в том числе Михайловский завод РТИ, «Мехалюм» и дорожное предприятие «Жасмин». Просто классический уральский городок! Город расположен в 133 км от Екатеринбурга, в 28 км от районного центра Нижние Серги, через город протекают аж четыре (!) реки: Уфа (в южной части), Серга (в северной части), Куба (в восточной части), Демид (в северной части). С северо-востока к городу примыкает Михайловское водохранилище, образованное от рек Серга и Демид, а на юге еще есть и пруд от реки Куба. Именно через него мы проехали на село Аракаево и далее в лес на реку Серга, где переночевали на стоянке.
Всего мы в Михайловске пробыли 5 августа примерно 4 часа. В самом городе есть очень самобытный краеведческий музей, который работает с 1972 года. В 1999 году музей получил новое помещение — бывший дом-усадьбу купца Варенцова, являющегося памятником истории и культуры города.
В нашем фотоальбоме есть целая серия фото, посвященная нашему посещению этого уникального музея. который нам очень понравился!
Кстати, Михайловск — родина известного певца, народного артиста РСФСР Трошина Владимира Константиновича. В 1955 году актёр вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов. Обычно его имя связывается с песнями «Подмосковные вечера», и «гимна космонавтов», который пел во время полета Юрий Гагарин «Четырнадцать минут до старта».
Подробнее смотрите в комментариях в фотоальбоме: https://vk.com/album-305035_281923875
А также немного видео: https://vk.com/video/@club305035?z=video-305035_456239044%2Fclub305035%2Fpl_-305035_-2