Турист Александр Арапов (Arapov)
Александр Арапов
был 29 августа 2023 14:07
Фотоальбом

«Дикие физики» на Урале. Часть-3. Города

Россия Июль 2021
iPhone 5s
5
Россия: полезная информация

Новые приключения «диких физиков» на Урале

Часть 5. Города

В этом путешествии изначально не было предусмотрено посещение больших городов — «миллионников». Но началось все в Уфе, а закончилось в пригороде Екатеринбурга. Однако особый интерес в программе был именно к небольшим, самобытным Уральским городам, которых на нашем маршруте было немало.

Вообще Урал, не смотря на свою огромную территорию и довольно разреженную заселенность, обладает очень высоким количеством городов, в отличие от, например, областей в центральной части России, или Сибири. В центре России области с небольшими территориями, а в Сибири на огромных пространствах вся жизнь в основном сконцентрирована вокруг административных центров и вдоль Транссиба.

Урал же осваивался масштабно и планомерно, в соответствии с наличием полезных ископаемых. Отсюда и города расположены по всей территории и сконцентрированы далеко не только вдоль рек, или дорог, или вокруг центров. Так, например, в Свердловской области, где среднее расстояние между населенными пунктами более 60 км (по сравнению с центром России, где не более 15–20, в Ростовской области 35 км и т. д.), находится 47 городов, в том числе 1 город-миллионер (Екатеринбург), 1 крупный (Нижний Тагил — 360 тыс. человек), 2 больших (100–250 тыс. человек — Каменск-Уральский, Первоуральск), 30 средних (от 20 до 100 тысяч человек) и 13 малых (до 20 тысяч человек), 26 поселков городского типа (которые входят в городские округа) и еще 1840 т.н. сельских населенных пунктов!

Каждый городок уникален по своему, но практически везде есть одни и те же схожие признаки:
— наличие какого-то завода;
— река с плотинкой;
— большой частный сектор (часто с деревянными домами и большими огородами)
— и отдельно от него или посередине — административный центр с определенным набором домов в камне.
Кстати, данная схема расселения рабочих (бывших крестьян из центральной части России) позволила до наших дней сохранить еще одну уникальную особенность Уральских городков — по надоям молока Свердловская область занимает одну из лидирующих позиций в России! То есть, не смотря на то, что мужик работал на заводе, у него все равно были коровы. У него был не просто дом, а — хозяйство.
В последнее время во многих городах стали появляться, или возрождаться небольшие уникальные музеи, выставки, работают местные детские центры творчества и, конечно же, — Дома (или даже «дворцы») культуры (ДК). Они и являются центрами местной культурной жизни. Вот это все и планировалось увидеть! К сожалению, из-за неверного расчета времени, нам удалось подробно ознакомиться лишь с несколькими городами, но фото мы делали везде, где останавливались хотя бы ненадолго!

О том, что получилось, читайте ниже или в комментариях к фото.

Последовательность посещения и проезда уральских городов и населенных пунктов, где мы были более 2-х часов: — Уфа, — Усть-Катав, — Архангельское, — Стерлитамак, — Белорецк, — Магнитогорск, — Учалы, — Миасс, — Златоуст, — Куса, — Михайловск. Итак.

Уфа. Столица республики Башкортостан. «…в 1574 году на Троицком холме, отрядом стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим по просьбе башкир возведён Уфимский кремль…" Население 1125933 человек. Находится на месте впадения в реку Белая рек Уфа (в переводе «тёмная река», которая кстати течет из Свердловской области) и Дёма. Однако до Уральских гор отсюда надо проехать около 100 км на восток! Один из крупнейших промышленных центров Урала.
Время пребывания — около 4–5 часов 25 июля 2021.
Место встречи нашей группы было определено специально в одном из самых красивых и романтичных мест центра Уфы — в самом начале улицы Гафури. Здесь её своеобразным прологом выступает широкий сквер — парк, ведущий к высокому и обрывистому берегу реки Белая, на котором стоит монумент Салавату Юлаеву. Здесь же, рядом с конгресс-холлом находится и физико-технический институт (бывший физический факультет) Башкирского государственного университета. Впрочем, главное здание университета здесь же. Пока мои коллеги наслаждались видами, прогуливались по этой части города, я в это время стремился преодолеть пробку на М-5, к сожалению к Уфе подъехать на смог и поехал сразу на Усть-Катав… Тем не менее как я понял встреча и прогулка удалась.

Усть-Катав. «Типичный» рабочий горный уральский город в Челябинской области. Основан в 1758 году, в Оренбургской губернии как железоделательный завод, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав. Основатели: компания симбирских купцов и заводчиков братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова. Население 21803 человека. После войны градообразующим предприятием стала не металлургия, а Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова, который известен на всю страну своими трамваями! Сейчас говорят вошел в структуру Роскосмоса. Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами. Через город проходит исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали.
Время нашего пребывания: 25—26 июля с ночевкой на берегу реки Юрюзань и 28 июля, примерно 4 часа с обедом и небольшой экскурсией по городу.
Городок понравился, особенно старые железные мосты, построенные бельгийцами и Брянский мост. Очень необычно и роскошно смотрится местный Дворец культуры, а также гора- шихан в центре города, у подножия которой как раз и проходит единственная трамвайная ветка в городе, которая работает очевидно не столько для перевозки пассажиров, — сколько для испытаний построенных трамваев. У основания плотины на реке Катав, на «углу» завода по улице братьев Мохначевых находится местный краеведческий музей. Стоимость посещения всего 15 рублей. Там продаются в частности шикарные местные карты. Рекомендуем посетить, хотя бы потому что сами мы зайти туда просто уже не успели…Есть повод вернуться

Стерлитамак. (в переводе Устье реки Стерли). Основан в 1735 году как почтовая станция Ашкадарский Ям и, между прочим, когда то был столицей Советской республики Башкортостан. Второй по населению город в Башкирии — 276 тысяч человек). Город находится в центре так называемой Южно-башкирской агломерации с населением почти 600 тысяч человек, в которую входят также соседние города Ишимбай и Салават. Здесь основа промышленности — химическая и нефтехимическая. Та самая знаменитая сода выпускается именно здесь (об этом я писал в разделе «горы»). Город расположен на левом берегу реки Белой, в 121 км к югу от Уфы, рядом со знаменитыми шиханами. Однако до Уральских гор здесь еще ехать на восток примерно 70 км…
В Стерлитамаке мы не планировали задерживаться, однако 30 июля в первой половине дня в момент заезда в город у одной из машин «ёжика» случилась поломка. Пришлось встать на небольшой ремонт, который мы выполнили самостоятельно, а вот запчасть удалось купить именно здесь, за что большой респект местным автосервисам и магазинам! Ну, а раз уж встали то тогда поехали в центр и там пообедали в Макдональдс на проспекте Ленина, на площади рядом со зданием Стерлитамакского государственного театрального концертного объединения и памятника Ленину. Немного фото и мы двинули в сторону Ишимбая на шихан и там же недалеко заночевали на реке Белая. Город нам показался довольно простым и лаконичным для проезда, но на въезде-выезде весьма энергичным. Улицы опрятные и с хорошим покрытием, впечатление в целом хорошее.

Белорецк. Еще один горнозаводской городок в Башкирии. Расположен на реке Белой, в 245 км юго-восточнее Уфы и в 90 км севернее Магнитогорска. Через город проходят одни из красивейших автомобильных и железных дорог в России, которые проходит через все Уральские хребты от Архангельского до Магнитогорска. Население 65 тысяч человек. Завод и горнозаводской посёлок был основан в 1762 году в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии купцами Твердышевыми и И. С. Мясниковым на купленной башкирской земле Белокатайской волости, позже вместе с Тирлянским заводом стал собственностью Общества Белорецких заводов. «…рудники лежат в 90 верстах от завода и за рекой Уралом, в Киргизской степи, в горе Атаче (ныне гора Магнитная). Производство доменное, литейное, железоделательное и проволочное…при заводе поселили покупных русских крестьян из Нижегородской, Пензенской, Рязанской губерний и башкир — коренных жителей из окрестных деревень…" Как и в те далекие времена градообразующим предприятием остается тот же самый завод — Белорецкий металлургический комбинат по выпуску металлоизделий. С 2003 года входит в состав ПАО «Мечел».
Основные достопримечательности здесь конечно же около плотины на реке Белая, возле которой мы и остановились. Но самая выдающееся сооружение в городе — это водонапорная башня, памятник истории и культуры, построена в 1916 году по проекту немецкой фирмы «Вогау и Ко» на средства Белорецкого железоделательного завода. Она была самым высоким строением в городе: высота 513,6 м над уровнем моря, 18 м над уровнем земли. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). В верхней части башни сооружена смотровая площадка.
Здесь мы решили остановиться на небольшой обед и микро-экскурсию после довольно сложного переезда по трассе через перевалы, где успели попасть однажды под сильнейший ливень — шквал. а одному из водителей потребовался небольшой отдых. Но фото получили неплохие. Белорецк в плане горной панорамы вокруг чем то похож на Златоуст. Очень красиво и…трудно-достижимо.

Магнитогорск. Один из крупнейших городов Урала, второй по величине в Челябинской области и крупнейший металлургический центр России. Население 413253 человека. Основан в 1929 году в эпоху Советской индустриализации. Расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал, Правый берег расположен в Европе, левый — в Азии согласно действующей линии границы частей света.
Крупнейшее предприятие конечно же ММК — Магнитогорский металлургический комбинат, который расположен на левом берегу реки Урал в длину до 12 км, шириной до 4 км. Сам же город почти весь на правом берегу. Между левым и правым бергами Урала построены мосты, которые здесь называют переходами.
Времени у нас как всегда было немного, тем более, что мы довольно долго перед этим задержались на Банном. Поэтому постарались посетить самые знаковые объекты: «Первая палатка» на площади Свердлова, в парке у вечного огня на проспекте Ленина и монумента «Тыл-фронту», где открывается великолепный вид на реку Урал с плотиной с ММК на том берегу. Также проехали по Октябрьской улице с очень интересной круглой Октябрьской площадью с огромными и высокими домами — «сталинками». Затем по центральному переходу мы проехали в Азию, на правый берег Урала, ну, а потом постепенно выехали на северную окраину города в сторону Верхнеуральска.
Всего мы пробыли в Магнитке 1 августа около 4-х часов.

Учалы. Горнодобывающий город Урала и Башкирии. Основан в 1955 году. Пик роста пришелся когда здесь была ударная комсомольская стройка в 1961–964 годах. Население почти 38 тысяч человек. До 1968 года здесь добывались в основном золото и яшма. Кстати та самая знаменитая уральская чаша из яшмы родом именно отсюда! Однако затем стали разрабатываться месторождения меди и появился обогатительный комбинат (ГОК), который сейчас и является градообразующим предприятием. Входит в состав УГМК (Екатеринбург).
Этот город 1 августа мы просто проехали, но приостановились на полчаса для краткого отдыха и зашли в магазин. Очень чисто и опрятно на улицах, везде указатели, качество дорог отличное. Здесь нет каких то больших достопримечательностей, но зато рядом много природных интересных мест, например озеро Учалы, озеро Калкан и другие…

Миасс. Крупный машиностроительный город в Челябинской области. Население 150 тысяч человек. Протянулся вдоль речки Миасс и Ильменского хребта более чем на 20 км, хотя сам по ширине не более 1–2 км. Расположен в 96 км к западу от Челябинска. Основан в 1773 году, когда купец Ларион Лугинин начал строительство медеплавильного завода. То есть началось тоже все с металла. Не смотря на то что кругом озера: Ильменское, Тургояк и другие, две плотины все же были пострены, так-ка требовался механический привод, приводимый в действие водяными потоками с Поликарповского и Миасского прудов.
Сейчас здесь два крупнейших предприятия: оборонное предприятие «Государственный ракетный центр имени В. П. Макеева». которое известно своими ракетами «Синева» для подлодок и тяжелой стратегической ракетой «Сармат». Ну и конечно же — Автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). В общем очень интересный город и как город и по природе.
Самое интересные места это конечно центр, озеро Тургояк и естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника Уральского отделения РАН, который относится к пяти самым крупным геолого-минералогическим музеям страны. В музее шесть залов общей площадью 2050 метров. В них представлено около 9 тыс. экспонатов. И в который раз я опять в него не попал! В городе мы задержались по пути дважды: вечером 1 августа по пути от Учалы на озеро Кисегач, а также перед заброской на Таганай с покупками и обедом на проспекте Макеева…

Златоуст. Основан в 1754 году. Население почти 160 тысяч человек. Расположен в европейской части России, на реке Ай, в 120 км к западу от Челябинска. Через город проходит исторический ход Транссиба, рядом с городом проходит федеральная автодорога М-5 «Урал». Здесь плотина на реке Ай образует Златоустовский пруд. «…В 1668–1674 годах была снаряжена большая военно-геологическая экспедиция, состоявшая из более чем 1 тыс. человек с пушками и снаряжением, которая в 1672 году построила в районе нынешнего национального парка «Таганай» Ново-Уральский острожек. Этот острожек стал первым русским поселением на территории современной Челябинской области…В 1741 году к разрушенному острожку прибыла новая экспедиция, которая обнаружила железную руду и выбрала место для постройки Златоустовского завода, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста.
А завод построил не кто ни будь, а Алексей Перфильевич Мосолов, тульский оружейник, представитель известной промышленной династии Мосоловых…"
Так что жили мы, получается, почти прямо на месте этого первого поселения, аккурат с 23 по 4 августа 2021 года, спустя почти 350 лет после его основания…
И вроде бы были мы здесь почти двое суток, но в самом городе всего пару часов, по сути проездом от Миасса к парку Таганай и из Таганая — на город Куса. Но и этой поездки хватило, чтобы оценить самобытность этого интересного города с плотиной на реке Ай, в котловине между хребтами Уралтау и Уреньга.
Самая большая достопримечательность здесь все, что связано с холодным оружием и легендой о знаменитой булатной «Златоустовской» стали. В 1815 году была построена оружейная фабрика, С начала XIX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле, которая зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг. Именно основателю местного гравюрного искусства Ивану Бушуеву стоит в центре памятник и рядом в одном из старых зданий завода можно приобрести уникальные ножи…Ну и конечно — гора Костур и природный парк Таганай!

Куса. Основан в 1778 году, население около 17 тысяч человек. Расположен в горно-лесистой местности, на северо-западе Челябинской области, находится в месте впадения реки Кусы в Ай, в 180 км к северо-западу от областного центра города Челябинска. Здесь плотина на реке Куса образует Кусинский пруд. В 1778 году у впадения реки Кусы в Ай, в период развития горнозаводской промышленности на Южном Урале был основан Кусинский чугуноплавильный и железоделательный завод. Первоначальной продукцией завода были металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства и заводского строительства (скобы, крючья, засовы, обручи, топоры, полозья и прочая утварь).Раньше здесь было развито художественное чугунное литье, но было утрачено.
На сегодня ведущее предприятие — Кусинский литейно-машиностроительный завод. Особых достопримечательностей нет, но по составу и типологии как уральский городок, состоящий в основном и з частного сектора, он очень интересен. Стоит на одном из отрогов хребта, откуда открываются великолепные панорамы, есть очень неплохой горнолыжный комплекс «Евразия», а река Ай одна из самых популярных для сплава на Урале.
Здесь мы пробыли всего час, по пути из Златоуста на Михайловск…

Михайловск. Основан в 1805 году, население 8700 человек. «…В 1805 году в устье реки Кубы, притоке реки Серги, под руководством московского купца и промышленника Михаила Губина началось строительство железоделательного завода, положившего начало современному городу. В августе 1808 года рабочие получили первые пуды листового железа. Вновь построенному заводу и расположившемуся в непосредственной близости рабочему посёлку было присвоено имя его основателя и владельца Михаила Губина — Михайловский завод…" Сейчас к сожалению Михайловский завод уже не работает… Ведущие несколько предприятий, в том числе Михайловский завод РТИ, «Мехалюм» и дорожное предприятие «Жасмин». Просто классический уральский городок! Город расположен в 133 км от Екатеринбурга, в 28 км от районного центра Нижние Серги, через город протекают аж четыре (!) реки: Уфа (в южной части), Серга (в северной части), Куба (в восточной части), Демид (в северной части). С северо-востока к городу примыкает Михайловское водохранилище, образованное от рек Серга и Демид, а на юге еще есть и пруд от реки Куба. Именно через него мы проехали на село Аракаево и далее в лес на реку Серга, где переночевали на стоянке.
Всего мы в Михайловске пробыли 5 августа примерно 4 часа. В самом городе есть очень самобытный краеведческий музей, который работает с 1972 года. В 1999 году музей получил новое помещение — бывший дом-усадьбу купца Варенцова, являющегося памятником истории и культуры города.
В нашем фотоальбоме есть целая серия фото, посвященная нашему посещению этого уникального музея. который нам очень понравился!
Кстати, Михайловск — родина известного певца, народного артиста РСФСР Трошина Владимира Константиновича. В 1955 году актёр вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов. Обычно его имя связывается с песнями «Подмосковные вечера», и «гимна космонавтов», который пел во время полета Юрий Гагарин «Четырнадцать минут до старта».

Подробнее смотрите в комментариях в фотоальбоме: https://vk.com/album-305035_281923875

А также немного видео: https://vk.com/video/@club305035?z=video-305035_456239044%2Fclub305035%2Fpl_-305035_-2

25 июля 2021. Уфа. Площадь имени Салавата Юлаева, конгресс-холл Торатау
25 июля 2021. Уфа. Площадь имени Салавата Юлаева, конгресс-холл Торатау
памятник Салавату Юлаеву на крутом берегу реки Белая
памятник Салавату Юлаеву на крутом берегу реки Белая
Усть-Катав. Улица Революционная, справа Катавский пруд на речке Катав,а впереди виднеется завод и плотинка
Усть-Катав. Улица Революционная, справа Катавский пруд на речке Катав,а впереди виднеется завод и плотинка
так называемый "Французский мост", хотя построили его в начале 20 века бельгийцы (франко-говорящие)
так называемый "Французский мост", хотя построили его в начале 20 века бельгийцы (франко-говорящие)
старая стрелка, таких сейчас еще поискать!
старая стрелка, таких сейчас еще поискать!
в небольшом парке в центре города
в небольшом парке в центре города
Там же дворец культуры имени Белоконева. 
Дворец культуры имени Белоконева Тимофея Яковлевича.
Директор Усть-Катавского вагоностроительного завода (1949–59, 1961–67). Под руководством Белоконева было налажено производство современных образцов специальной техники, в Усть-Катаве были завершены строительство и отделка ДК вагоностроителей; построены летний стадион, спортзал, к/т «Россия» и др. Тимофей Яковлевич являлся членом Катав-Ивановских районного (1949–59) и городского (с 1961) комитетов КПСС, депутатом Катав-Ивановских городского (с 1963) и районного Советов депутатов трудящихся. В 1959–61 начальник группы отдела одного из НИИ, начальник отдела Главного управления оборонной промышленности ВСНХ. Руководил группой советских специалистов на промышленных предприятиях КНР (1959–60). Автор картин «Башкирия», «Восход солнца на реке Ай», «Весна начинается», «Лесная балка» и др. Награжден орденом Ленина (1966), Красной Звезды (1944), Трудового Красного Знамени (1956), «Знак Почета» (1941), медалью КНР «Дружба» (1960) и др.
Там же дворец культуры имени Белоконева. Дворец культуры имени Белоконева Тимофея Яковлевича. Директор Усть-Катавского вагоностроительного завода (1949–59, 1961–67). Под руководством Белоконева было налажено производство современных образцов специальной техники, в Усть-Катаве были завершены строительство и отделка ДК вагоностроителей; построены летний стадион, спортзал, к/т «Россия» и др. Тимофей Яковлевич являлся членом Катав-Ивановских районного (1949–59) и городского (с 1961) комитетов КПСС, депутатом Катав-Ивановских городского (с 1963) и районного Советов депутатов трудящихся. В 1959–61 начальник группы отдела одного из НИИ, начальник отдела Главного управления оборонной промышленности ВСНХ. Руководил группой советских специалистов на промышленных предприятиях КНР (1959–60). Автор картин «Башкирия», «Восход солнца на реке Ай», «Весна начинается», «Лесная балка» и др. Награжден орденом Ленина (1966), Красной Звезды (1944), Трудового Красного Знамени (1956), «Знак Почета» (1941), медалью КНР «Дружба» (1960) и др.
так называемый Брянский мост...
В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями. Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в районе нынешнего городского рынка, где тогда находился спортивный стадион, в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино. Через реку Юрюзань необходим был более надёжный мост. И, несмотря на трудности военного времени, строительство моста было начато.
так называемый Брянский мост... В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями. Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в районе нынешнего городского рынка, где тогда находился спортивный стадион, в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино. Через реку Юрюзань необходим был более надёжный мост. И, несмотря на трудности военного времени, строительство моста было начато.
Брянский мост через Юрюзань
Брянский мост через Юрюзань
Юрюзань в Усть Катаве
Юрюзань в Усть Катаве
Ленин тут не один а в компании с Марксом!
Ленин тут не один а в компании с Марксом!
на плотинке Усть-Катава есть небольшое количество старых домов 19 века
здание краевдеческкого музея
на плотинке Усть-Катава есть небольшое количество старых домов 19 века здание краевдеческкого музея
ну а это уже 30 июля, Стерлитамак
специальных ход тележек по уникальной канатной дороге Стерлитамакского содового комбината от места добычи прямо к заводу
ну а это уже 30 июля, Стерлитамак специальных ход тележек по уникальной канатной дороге Стерлитамакского содового комбината от места добычи прямо к заводу
Стерлитамакская подвесная канатная дорога - это три линии кольцевого типа, две из которых - общей протяженностью 12,5 км, ведут на «Соду». Вес пустой вагонетки составляет 600 кг, она перевозит 1500 кг камня. Раз в неделю канаты, вагоны и другое технологическое оборудование, в том числе предохранительный мост, который идёт вдоль всей «канатки», проходят строгую техническую проверку. ...
Легендарная «канатка» вот уже на протяжении 68 лет исправно доставляет сырье на содовое производство. Воздушный способ доставки был предложен в 1949 году начальником дробильно-сортировочной фабрики Василием Меренковым. Предложение Василия Максимовича буквально спасло завод, ведь до 1951 года месторождение известняка и содовый завод соединяла узкоколейная железная дорога. Серьезным препятствием на пути была Белая - мосты через реку были деревянные, и каждый год их сносило половодье. Идея воздушно-канатной дороги была подсмотрена Меренковым у китайцев. Ещё в довоенные годы он побывал в Поднебесной и увидел, что китайцы перемещают грузы при помощи канатных дорог. Первые вагонетки отправились в путь 3 ноября 1951 года.
Стерлитамакская подвесная канатная дорога - это три линии кольцевого типа, две из которых - общей протяженностью 12,5 км, ведут на «Соду». Вес пустой вагонетки составляет 600 кг, она перевозит 1500 кг камня. Раз в неделю канаты, вагоны и другое технологическое оборудование, в том числе предохранительный мост, который идёт вдоль всей «канатки», проходят строгую техническую проверку. ... Легендарная «канатка» вот уже на протяжении 68 лет исправно доставляет сырье на содовое производство. Воздушный способ доставки был предложен в 1949 году начальником дробильно-сортировочной фабрики Василием Меренковым. Предложение Василия Максимовича буквально спасло завод, ведь до 1951 года месторождение известняка и содовый завод соединяла узкоколейная железная дорога. Серьезным препятствием на пути была Белая - мосты через реку были деревянные, и каждый год их сносило половодье. Идея воздушно-канатной дороги была подсмотрена Меренковым у китайцев. Ещё в довоенные годы он побывал в Поднебесной и увидел, что китайцы перемещают грузы при помощи канатных дорог. Первые вагонетки отправились в путь 3 ноября 1951 года.
монумент на въезде в город Белорецк со стороны Инзера (Уфы)
монумент на въезде в город Белорецк со стороны Инзера (Уфы)
старый Белорецкий металлургический завод - комбинат
старый Белорецкий металлургический завод - комбинат
в небольшом историческом сквере завода БМК, виднеется пешеходный мост через Белую, это в 100 метрах ниже плотины по течению
в небольшом историческом сквере завода БМК, виднеется пешеходный мост через Белую, это в 100 метрах ниже плотины по течению
памятник основателю завода: Иван Борисович Твердышев (1690—1773) — русский предприниматель, симбирский купец, уральский горнозаводчик, дворянин...
...начав с меди, И. Б. Твердышев расширил затем производство за счёт доменного и железоделательного. В 1758 году он сделался за эти успехи коллежским асессором и дворянином. Предприниматель занимал монопольное положение в производстве металлов в обширной Оренбургской губернии. А в масштабах всей России заводы Твердышевых давали 22—23 % выплавки меди, 12—13 % железа и 10 % чугуна.
памятник основателю завода: Иван Борисович Твердышев (1690—1773) — русский предприниматель, симбирский купец, уральский горнозаводчик, дворянин... ...начав с меди, И. Б. Твердышев расширил затем производство за счёт доменного и железоделательного. В 1758 году он сделался за эти успехи коллежским асессором и дворянином. Предприниматель занимал монопольное положение в производстве металлов в обширной Оренбургской губернии. А в масштабах всей России заводы Твердышевых давали 22—23 % выплавки меди, 12—13 % железа и 10 % чугуна.
интересная беседка из чугуна...кстати: Одной из наиболее актуальных проблем, с которой сталкивались братья-заводчики в своей деятельности, был недостаток в малонаселенных в то время областях Урала кадров, особенно квалифицированных. Коренное население региона в большинстве своём рудным делом заниматься не умело и не желало....Тогда  И. Б. Твердышев приобрёл и переселил на Южный Урал до 25 000 крестьян из Симбирской, Казанской, Архангелогородской, Нижегородской, Воронежской и Оренбургской губерний. Он создавал при заводах училища, где детей работников обучали грамоте и счёту, за свой счёт содержал выписанного казённого мастера для повышения квалификации кадров.
интересная беседка из чугуна...кстати: Одной из наиболее актуальных проблем, с которой сталкивались братья-заводчики в своей деятельности, был недостаток в малонаселенных в то время областях Урала кадров, особенно квалифицированных. Коренное население региона в большинстве своём рудным делом заниматься не умело и не желало....Тогда И. Б. Твердышев приобрёл и переселил на Южный Урал до 25 000 крестьян из Симбирской, Казанской, Архангелогородской, Нижегородской, Воронежской и Оренбургской губерний. Он создавал при заводах училища, где детей работников обучали грамоте и счёту, за свой счёт содержал выписанного казённого мастера для повышения квалификации кадров.
чугунные ограждения, такое редко где можно увидеть сейчас
чугунные ограждения, такое редко где можно увидеть сейчас
Уральский чугун
Уральский чугун
старый пешеходный мостик через Белую, вообще некие ассоциации с плотинкой Екатеринбурга здесь мелькают
старый пешеходный мостик через Белую, вообще некие ассоциации с плотинкой Екатеринбурга здесь мелькают
Белорецкое водохранилище
Белорецкое водохранилище
старые домны
старые домны
а вот и то самое сооружение - местная водонапорная башня! Она конечно смотрится гораздо эффектнее, чем на плотинке в Екб.
 Высота 18 метров, построена в 1916 году по немецкому проекту фирмы «Вогау и Ко» на средства Белорецкого железоделательного завода. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). Снабжала водой дома Верхнего селения. Забор воды производился из пруда...
а вот и то самое сооружение - местная водонапорная башня! Она конечно смотрится гораздо эффектнее, чем на плотинке в Екб. Высота 18 метров, построена в 1916 году по немецкому проекту фирмы «Вогау и Ко» на средства Белорецкого железоделательного завода. Сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). Снабжала водой дома Верхнего селения. Забор воды производился из пруда...
«Первая палатка» — памятник при входе в Парк Ветеранов города Магнитогорска, который был открыт 9 мая 1966 года.

Памятник состоит из двух скульптур, это, собственно, «Первая палатка» и рука, держащая кусок железной руды. «Первая палатка» символически изображает палатку, где в 1930-е годы жили первые строители города. Авторы — заслуженный художник РСФСР Лев Головницкий, архитектор Евгений Александров.
Это единственный объект Магнитогорска, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения. Один из символов Магнитогорска.
«Первая палатка» — памятник при входе в Парк Ветеранов города Магнитогорска, который был открыт 9 мая 1966 года. Памятник состоит из двух скульптур, это, собственно, «Первая палатка» и рука, держащая кусок железной руды. «Первая палатка» символически изображает палатку, где в 1930-е годы жили первые строители города. Авторы — заслуженный художник РСФСР Лев Головницкий, архитектор Евгений Александров. Это единственный объект Магнитогорска, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения. Один из символов Магнитогорска.
На основании монумента высечены стихи первостроителя Магнитки, рабочего-поэта Бориса Ручьёва: 
-Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
-Промытой дождями, просушенной солнцем,
-Да жгли у дверей золотые костры
-На рыжих каменьях Магнитной горы.
На основании монумента высечены стихи первостроителя Магнитки, рабочего-поэта Бориса Ручьёва: -Мы жили в палатке с зеленым оконцем, -Промытой дождями, просушенной солнцем, -Да жгли у дверей золотые костры -На рыжих каменьях Магнитной горы.
отсюда же открывается вид на ММК, который стоит на противоположном берегу реки Урал
отсюда же открывается вид на ММК, который стоит на противоположном берегу реки Урал
главная аллея парка с видом на потрясающий монумент "Тыл -фронту", за нем на Урал и за ней - ММК
главная аллея парка с видом на потрясающий монумент "Тыл -фронту", за нем на Урал и за ней - ММК
здесь река Урал также запружена и выглядит довольно широкой, с пляжами и зонами отдыха на правом берегу и заводом - на левом
здесь река Урал также запружена и выглядит довольно широкой, с пляжами и зонами отдыха на правом берегу и заводом - на левом
Магнитогорск. монумент "Тыл фронту". Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Магнитогорск. монумент "Тыл фронту". Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
«Тыл — фронту» — монумент памяти Великой Отечественной войны в городе Магнитогорске. Авторы: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Монумент открыт 28—29 июня 1979 года.
«Тыл — фронту» — монумент памяти Великой Отечественной войны в городе Магнитогорске. Авторы: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Монумент открыт 28—29 июня 1979 года.
Магнитка
Магнитка
а напротив - знаменитый Магнитогорский Металлургический комбинат (ММК), его длина более 12 км, а ширина до 4 км.
а напротив - знаменитый Магнитогорский Металлургический комбинат (ММК), его длина более 12 км, а ширина до 4 км.
В композицию также входит каменный цветок из карельского гранита с вечным огнём.
В композицию также входит каменный цветок из карельского гранита с вечным огнём.
едем по Магнитке, центр города, полное окружение "Сталинок" - это необычная кругла октябрьская площадь с улицами Октябрьской и Ленинградской с остроугольными перекрестками...
едем по Магнитке, центр города, полное окружение "Сталинок" - это необычная кругла октябрьская площадь с улицами Октябрьской и Ленинградской с остроугольными перекрестками...
Учалы, центр. Площадь Ленина а впереди между прочим здание ...филармонии!
Учалы, центр. Площадь Ленина а впереди между прочим здание ...филармонии!
3 августа. Златоуст, северная окраина в районе Центральной усадьбы парка Таганай, ул. Песчаная
3 августа. Златоуст, северная окраина в районе Центральной усадьбы парка Таганай, ул. Песчаная
Павел Петрович Аносов (29 июня 1796, Тверь - 20 сентября 1858, Томск) - выдающийся российский горный инженер, металлург. Его заслугой являются организация горнозаводской промышленности на Урале, исследования природы и природных богатств Южного Урала. Кроме того, Аносов занимал должность губернатора Томской губернии.
Павел Петрович Аносов (29 июня 1796, Тверь - 20 сентября 1858, Томск) - выдающийся российский горный инженер, металлург. Его заслугой являются организация горнозаводской промышленности на Урале, исследования природы и природных богатств Южного Урала. Кроме того, Аносов занимал должность губернатора Томской губернии.
ножичек, перочинный...так себе ножичек то...;)
ножичек, перочинный...так себе ножичек то...;)
чугунные барельефы мастеров
чугунные барельефы мастеров
золотой станок
золотой станок
это еще один центр Златоуста, который разнесен так то вокруг пруда и Косотура на склонах различных хребтов. Вот это -  прямо "центр-центр" - улица Карла Маркса
это еще один центр Златоуста, который разнесен так то вокруг пруда и Косотура на склонах различных хребтов. Вот это - прямо "центр-центр" - улица Карла Маркса
на ул. Карла Маркса пожалуй самое сконцентрированное количество старых домов - сталинок
на ул. Карла Маркса пожалуй самое сконцентрированное количество старых домов - сталинок
въезд в городок Куса
въезд в городок Куса
вид с одного из холмов в городе Куса, кругом горы и Уральские хребты...
вид с одного из холмов в городе Куса, кругом горы и Уральские хребты...
типичный уральский поселок Аракаево (с преимущественным татарским населением)
типичный уральский поселок Аракаево (с преимущественным татарским населением)
В Михайловске аж два водохранилища. Это самый большой - на реке Серга и Демид
В Михайловске аж два водохранилища. Это самый большой - на реке Серга и Демид
афиша у завода Михалюм написана, не поверите - тушью!! Такое все еще есть??
афиша у завода Михалюм написана, не поверите - тушью!! Такое все еще есть??
улица Кирова в Михайловске
улица Кирова в Михайловске
здание краеведческого музея Михайловска - бывший дом-усадьба купца Варенцова
здание краеведческого музея Михайловска - бывший дом-усадьба купца Варенцова
памятная табличка на здании краеведческого музея Михайловска. посвященная уроженцу города певцу Трошину Владимиру Константиновичу
памятная табличка на здании краеведческого музея Михайловска. посвященная уроженцу города певцу Трошину Владимиру Константиновичу
Открытие музея состоялось 5 мая 1972 года. Первым директором ,со дня открытия музея до 1983 года был Щербаков Иван Яковлевич. С 1972 года музей находился на балансе Михайловского завода ОЦМ....
Открытие музея состоялось 5 мая 1972 года. Первым директором ,со дня открытия музея до 1983 года был Щербаков Иван Яковлевич. С 1972 года музей находился на балансе Михайловского завода ОЦМ....
В начале 1990-х гг., в связи с банкротством завода,  музей был закрыт, экспонаты упакованы и складированы в не отапливаемом  помещении Михайловской церкви, где находились до конца 1999 г. В конце  года уцелевшие музейные ценности были переданы на баланс городской администрации, которая нашла новое помещение для музея – бывший купеческий особняк Х1Х столетия...
В начале 1990-х гг., в связи с банкротством завода, музей был закрыт, экспонаты упакованы и складированы в не отапливаемом помещении Михайловской церкви, где находились до конца 1999 г. В конце года уцелевшие музейные ценности были переданы на баланс городской администрации, которая нашла новое помещение для музея – бывший купеческий особняк Х1Х столетия...
экспозиции Михайловского краеведческого музея...
Кстати на Урале так и говорят - "часы ходят", а вот эти часы - "ходики"
экспозиции Михайловского краеведческого музея... Кстати на Урале так и говорят - "часы ходят", а вот эти часы - "ходики"
мало кто знает что РОДИНА САМОВАРОВ - УРАЛ. а не Тула
мало кто знает что РОДИНА САМОВАРОВ - УРАЛ. а не Тула
экспозиции Михайловского краеведческого музея...
Типичный вид уральского домика внутри
экспозиции Михайловского краеведческого музея... Типичный вид уральского домика внутри
а этот зал (комната) музея полностью посвящена экспозиции вещей советской эпохи. Самая душевная выставка!
а этот зал (комната) музея полностью посвящена экспозиции вещей советской эпохи. Самая душевная выставка!
в эпохе 50 лет назад Выставка "Мы родом из СССР"
в эпохе 50 лет назад Выставка "Мы родом из СССР"
старые ТС во дворе музея :)
старые ТС во дворе музея :)
во дворе дома-усадьбы
во дворе дома-усадьбы
Михайловск. Пруд на реке со странным названием...Куба. куба далеко - Куба - рядом!!
Михайловск. Пруд на реке со странным названием...Куба. куба далеко - Куба - рядом!!
Златоуст. Наиболее значительные достижения Аносова в области металлургии: В начале 1840-х годов в Златоусте он получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии. Создание нового метода получения высококачественных сталей было проведено путём объединения науглероживания и плавления металла, разработка на основании этого метода технологии производства булата. Аносов создал классификацию булатов, разбив их по характеру рисунков на пять основных сортов: полосчатые, струистые, волнистые, сетчатые и коленчатые...
Лучшими свойствами, как установил Павел Петрович, обладали булатные клинки с коленчатым и сетчатым рисунком...Таким образом, Аносовым была выявлена определённая зависимость между характером узора булата, который определялся кристаллическим строением металла, и его свойствами...П. П. Аносов стал первым металлургом, начавшим планомерное изучение влияния на сталь различных элементов. Он исследовал добавки золота, платины, марганца, хрома, алюминия, титана и других элементов и первым доказал, что физико-химические и механические свойства стали могут быть значительно изменены и улучшены добавками некоторых легирующих элементов. Аносов заложил основы металлургии легированных сталей...
вот так вот, господа туристы...
Златоуст. Наиболее значительные достижения Аносова в области металлургии: В начале 1840-х годов в Златоусте он получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии. Создание нового метода получения высококачественных сталей было проведено путём объединения науглероживания и плавления металла, разработка на основании этого метода технологии производства булата. Аносов создал классификацию булатов, разбив их по характеру рисунков на пять основных сортов: полосчатые, струистые, волнистые, сетчатые и коленчатые... Лучшими свойствами, как установил Павел Петрович, обладали булатные клинки с коленчатым и сетчатым рисунком...Таким образом, Аносовым была выявлена определённая зависимость между характером узора булата, который определялся кристаллическим строением металла, и его свойствами...П. П. Аносов стал первым металлургом, начавшим планомерное изучение влияния на сталь различных элементов. Он исследовал добавки золота, платины, марганца, хрома, алюминия, титана и других элементов и первым доказал, что физико-химические и механические свойства стали могут быть значительно изменены и улучшены добавками некоторых легирующих элементов. Аносов заложил основы металлургии легированных сталей... вот так вот, господа туристы...
Стерлитамак, проспект Ленина
Стерлитамак, проспект Ленина
Усть-Катав, подъем трамвайной ветки по улице Крупской, впереди виднеется Шихан. Туда мы почему то не пошли, а зря...
Усть-Катав, подъем трамвайной ветки по улице Крупской, впереди виднеется Шихан. Туда мы почему то не пошли, а зря...

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому