Турист Александр Арапов (Arapov)
Александр Арапов
был 29 августа 2023 14:07
Фотоальбом

По следам диких физиков. Конжаковский камень

iPhone 5s

Поход на Конжаковский камень. Ночной маршрут

Северный Урал — это моя родина.

От моего родного Краснотурьинска до поселка Кытлым, вокруг которого и находятся все эти вершины, которые здесь называют «камнями», всего 65 км. Школьниками мы сюда ездили несколько раз — поднимались на Косьвинский камень, начинали сплав по реке Каква. Но до сих пор мне так и не удалось подняться ни на Серебрянский камень (Серебрянка) и самую главную вершину — Конжаковский камень (Конжак).

Между тем, сегодня Конжак стал в последнее время настолько популярен, что там ежегодно проходит супер-марафон с пробегом на его вершину от Кытлыма и обратно, появилось несколько баз и даже новая дорога, которая начинается от трассы от Карпинска на Кытлым и ведет прямо к вершине Северный Иов, минуя по пути почти рядом и Серебрянку и Конжак. А между Карпинском и Кытлымом наконец то появился асфальт! Ну, а что если осуществить свою детскую мечту и поймать сразу «двух зайцев» и, воспользовавшись новой дорогой, пробить сразу две вершины радиальным маршрутом?

Возможность реализации такой идеи смогла реализоваться в июле 2018 года, во время программы ЛМШФ-14, которая проходила по маршруту на Северном Урале: Пермь — река Улс -река Вишера — Красновишерск — Горнозаводск — Качканар — Краснотурьинск — Кытлым — Верхотурье — Нижний Тагил — Невьянск — Екатеринбург.

Сам поселок Кытлым находится как бы в котловине, окруженной горами со всех сторон. Тут есть огромная драга, которая моет платину, еще есть леспромхоз и загадочная военная часть на «Косьвинском плече». В моё время её там не было, а Косьва была открытой горой, но сейчас увы, — нет. С востока на 50 км к Ктылыму идет хорошая дорога от Карпинска. Это Свердловская область. А вот если от него поехать далее на запад, вдоль реки Косьва, то теоретически можно выйти на Пермский город Кизел, ну, а там совсем рядом до Березников. Но это все лесовозные дороги, по которым не способен проехать даже УАЗик! А в старину, говорят, чуть южнее этого места от Березников на Верхотурье шла легендарная Бабиновская дорога. Что и говорить, русские впервые появились именно здесь — на Северном Урале, а потом уже шли южнее!

Приехали мы на арендованном мини-вэне 24 июля к вечеру и решили остановиться палаточным лагерем не на самой базе «Серебрянский камень», а немного ближе к Кытлыму, на большой поляне, откуда обычно стартует марафон «Конжак». Погода на эти дни выдалась очень редкой для здешних мест — жара до +35 днем, да еще к тому же и почти полный штиль, поэтому все ясно понимали, что наверху нас ждет сильная солнечная радиация и нужно брать побольше воды.

25 июля, в 10.00, мы оставили палатки с большими вещами и решили налегке, на мини-вэне, как можно ближе подобраться к Серебрянке. Это нам почти удалось сделать, однако на одном из перевальчиков наша машина стала скрежетать свои дном за камни и нам пришлось спешиться.

Пешее движение мы начали примерно в 11.00 всего за несколько километров до Серебрянки. А мини-вэн вернулся в лагерь. Вот здесь мы сделали одну ошибку, которая впоследствии и сыграла с нами злую шутку: двое человек от нашей группы решили сначала спуститься вниз к водопадам, чтобы снять их с коптера, полагая, что тут по карте совсем недалеко. Однако — это горы и этот самый «километр-полтора» дался им очень нелегко и затем нам пришлось ждать своих товарищей уже на самом Конжаке более часа. Основная же часть группы буквально за 20 минут от дороги покорила на Серебрянку! Там флаг, памятные знаки, указатели и много всего интересного.

Эта гора больше похожа на слегка вытянутый хребет с, наполовину заросшим, курумником и небольшими скальными выходами на вершине. Открывается потрясающий вид на хребты Северного Урала, Кытлым. На жаре в +30 сложно представить насколько здесь сурово зимой!

Сложно передать это ощущение, но суровость здесь угадывается во всем. Такое бывает только в горах Урала и нигде больше. Сочетание кажущейся простоты и коварность ландшафта, который в плохую погоду может проявить себя в любую минуту. Когда человек просто теряется «на ровном месте».

После спуска на дорогу мы шли по ней примерно 7 км, минуя скалы «Трапеция», Дюпарков камень (Южный Иов). По пути пришлось сделать привал. Примерно к 14.00 мы вышли к Иовскому провалу. Это печально известное место, где погибли в разное время несколько туристов зимой. Хотя летом этот провал не кажется таким страшным…Тут дорога заканчивается, но мы стояли уже по сути у подножия вершины Конжака. Здесь мы свернули с дороги и по полянам с красивыми цветочками камнями, повернули на запад, двигаясь по траверсу в поисках легендарной марафонской тропы.

…примерно в 15.00 мы нашли марафонскую тропу и начали финальную часть восхождения на Конжак по курумнику. Всего примерно 3 км, но весьма тяжелых, мы преодолели также довольно быстро, — примерно за час и к 16.00 были уже на вершине. Ну, — потрясающая красота, видны все вершины! Даже на севере в отдалении были видны камень Буртым и Ольвинский камень, а там, за ним, где то на горизонте в 100 км — знаменитый Денежкин камень…

Через час подтянулась остальная часть группы, мы сделали съемку с коптера, перекусили и, примерно в 18.00, пошли вниз. Светового времени, однако, осталось совсем немного и по плану мы хотели засветло успеть выйти хотя бы на дорогу. Обратно мы решили идти по марафонской тропе, через поляну Художников, родник, затем выйти к речке Серебрянка, а там выйти на дорогу. Казалось — все просто. Но начались непредвиденные задержки. Сначала очень хотелось полюбоваться альпийскими лугами и снежниками, потом нас угостили горячим чаем на поляне Художников, а затем одному из участников группы стало плохо и пришлось часто останавливаться на отдых…

В итоге в лес, который начинается сразу после поляны Художников, мы зашли только к 21.00, а к роднику подошли уже в сумерках. примерно в 22.30. И вот тут произошло самое непредвиденное — мы пропустили поворот марафонской тропы на восток и ошибочно продолжили движение по лесовозной дороге, которая в сумерках показалась нам более уверенной и предпочтительной! Вот оно — коварство горных дорог! В итоге мы, иногда руководствуясь какими то показаниями со смартфона, около полутора часов шли по этой дороге, которая уперлась в речку и просто пропала! Было уже совсем темно, двигаться даже один километр по тайге с буреломом было практически невозможно. Можно было бы выйти на основную дорогу по реке, но вода была настолько холодной, что идти по реке также не представлялось возможным! В итоге, не без прений, было принято решение вновь подняться к роднику и найти нужный нам поворот. …туда мы вернулись уже к 2 часам ночи! Нашли поворот и поковыляли вниз…Еды уже не было, все замерзли, так как температура в горах ночью опускается почти до 10 градусов…

Вернулись мы в лагерь только к 6-ти утра, все конечно измотанные, а самое главное что нам не удалось хорошо поспать, что сказалось на следующем дне нашего путешествия. Однако 100 грамм водки, бутерброд и три часа сна в палатке позволили на время забыть о передрягах…

НО! Маршрут был пройден, все цели достигнуты. Этот радиальный поход мы не забудем надолго. …и вот вроде, после истории на Ергаках с Вовой и Ильей я думал, что такого больше не произойдет! Но нет, снова ночной поход! Надо делать выводы и проводить работу над ошибками…

А ребятам большое спасибо за то, что вытерпели и дошли до финиша.

Конжак — наш!

Карта маршрута. Место нашего лагеря рядом с базой Серебрянвский камень, красными точками выделена часть маршрута когда мы пошли не туда ночью
на поляне старта марафона "Конжак" между базой "Серебрянский камень" и поселком Кытлым
вечер на поляне..
новая дорога наверх - к Иовскому провалу, говорят что там будет какой то рудник
местами приходилось выходить из машины по понятным причинам...
...постепенно лес становился все реже., а дрога все уже...
вид с дороги на гору Косьва, но дорога затем берет правее...
...ну а мы пошли дальше пешком. Начало пешего движения примерно в 11.00
здесь наш минивэн повернул обратно в лагерь...
вниз -  тропа к водопадам и далее к поляне Геологов и к основной трассе
вниз - тропа к водопадам и далее к поляне Геологов и к основной трассе
место пересечения дороги со старой тропой от водопадов к Серебрянскому камню
и здесь же дорога выходит на условное "плато", дальше у неё подъемов практически нет до самого Иовского провала, здесь может проехать даже обычная машина
тропа на Серебрянку - нам снова вверх!
поначалу нет даже курумника, идти довольно легко
...однако не обольщайтесь - вот и курумник..
поначалу нет даже курумника, идти довольно легко ...однако не обольщайтесь - вот и курумник..
...правда идти по курумнику тут немного и он не такой крупный как на Южном Урале
нежная красота Северного Урала
вообще красные тряпочки и флажочки здесь никогда не лишние. в непогоду только по ним и можно выйти куда нужно
...внезапный указатель. В непогоду это - спасение.
последние метры подъема на Серебрянку
на заднем плане Конжак
последние метры подъема на Серебрянку на заднем плане Конжак
к вершине Серебрянского камня!
памятные таблички и знаки у вершины
На вершине Серебрянского камня, 1305 метров.
хотя настоящая вершинка чуть чуть повыше...
дорога на Конжак
вид с Серебрянки на север, вид с коптера
вид с Серебрянки на юго-запад
идем по дороге на плато в сторону Конжака, всего эта часть пути у нас заняла около 2-х часов...
Серебрянка уже далеко позади
странная скала, похожая на голову, правда?
слева это уже Дюпарков камень...кажется
...вот где то там на горизонте Иовский провал и подножие вершины Конжака...
слева это уже Дюпарков камень...кажется ...вот где то там на горизонте Иовский провал и подножие вершины Конжака...
прямо по курсу Конжак, а прямо-справа Южный Иов, но дорога идет в обход, мы туда же
отдельная стоящая небольшая скала - останец - настоящее спасение от ветра в непогоду...кто то здесь устроил стоянку, очевидно защищаясь от северного ветра
долина речки Иов справа от дороги, напротив - подъем на Конжак
Иовский провал
Иовский провал этот провал коварен прежде всего зимой, заблудившиеся туристы в непогоду иногда проваливались туда
на краю провала
тропа марафона "Конжак" - 21 км вверх и 21 км вниз...всего то!
и вот она - вершина Конжака - совсем рядом!
Вершина Конжаковского камня  - это по сути отдельно стоящая небольшая скала на покатистом плато, высота 1569 метров
Вершина Конжаковского камня - это по сути отдельно стоящая небольшая скала на покатистом плато, высота 1569 метров
Конжак - наш!
вид с Конжака на юг - гора Косьвинский камень
вид с Конжака на север
автор альбома с женой Лизой на вершине Конжака :)
вид вершины с коптера
спуск вниз по марафонской тропе
спуск вниз по марафонской тропе после верхнего курумника вниз тропа выходит на больше плато - поле с травой и водой и с камнями
слева от поля вершинка Южный Иов...
а прямо внизу ущелье реки Северный Катышёр, вдоль которой и идет тропа
слева от поля вершинка Южный Иов... а прямо внизу ущелье реки Северный Катышёр, вдоль которой и идет тропа
местами тропа даже похожа на дорогу, но тут всегда очень сыро
памятный знак от Богословского алюминиевого  завода
памятный знак от Богословского алюминиевого завода
фантастическая тундра!
здесь в вечных тенях попадаются настоящие снежники даже в разгар лета!
нежная природа на Конжаке
тундра
...лес становится все выше и чаще...
...пока не появляются уже совсем большие деревья, рядом поляна Художников
на поляне Художников нас угостили горячим чаем
привал на поляне Художников
наступили сумерки, от поляны Ходожников мы вышли уже примерно в 21.00...
полночь. родник
и вот начало той самой искомой марафонской тропы, куда надо было повернуть! Никаких указателей, просто висит тряпочка...
6-й час утра, почти конец маршрута, до лагеря меньше километра, все вымотаны...
в нашем лагере на поляне вблизи небольших карстовых водоемах
пруды-водоемы вдоль реки Лобва
вид того места с которого мы спустились ночью...